Что планируется изменить в Конституции РФ

22 апреля жители России выскажут свое мнение по поводу поправок в Основной закон страны.
20:18, 01.03.2020

15 января 2020 года в своем традиционном ежегодном послании к Федеральному собранию Президент России Владимир Путин отметил, что Конституция Российской Федерации нуждается в изменениях. А 20 января проект закона «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» поступил на рассмотрение депутатов Государственной думы России.

В рабочую группу по подготовке конституционных поправок вошли 75 человек. Глава государства поручил правительству тщательно продумать формат предстоящего голосования. На это счёт СМИ дают различную информацию и задаются вопросом: за каждую из инициатив предстоит голосовать по отдельности или же за поправки в целом?

В некоторых источниках говорится, что на голосование будет вынесен только один вопрос, его примерная формулировка будет такой: «Согласны ли вы с предложенными изменениями в Конституцию?». Напротив вопроса будет две графы — «Да» и «Нет». Формулировка вопроса в бюллетене будет утверждена приказом президента.

Какие же планируются поправки? Вот краткий перечень:

Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны

Фактически это означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право по Конституции выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.

Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост

Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Пока же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.

Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти

Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.

Изменение статуса и полномочий Госсовета и усиление позиций губернаторов

Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений.

Изменение роли парламента

Теперь кандидатура премьера должна пройти утверждение Госдумой, а президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры председателя правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются парламенту, являются прерогативой президента.

Тем не менее, за главой государства сохранится право на отстранение главы правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства вооруженными силами и силовыми структурами.

Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов

Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с советом Федерации.

Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий

Законодательно закреплено условие, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Предлагается ввести это правило в Конституцию. Еще одна поправка – это закрепление норм об индексации пенсий и достойного пенсионного обеспечения. Пенсия в настоящий момент индексируется 2 раза в год, но Конституция этот вопрос не регулирует.

Усиление роли Конституционного суда

К новым правам Конституционного суда отнесут право проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента.

Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ

Снятие с должности судей такого уровня допускается по представлению Президента и при совершении ими грубых проступков, порочащих честь и достоинство.

Закрепление принципов единой системы власти

Предлагается также убрать ограничение для главы страны о том, что он может занимать свой пост «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков». По действующей редакции один Президент не может находиться у власти более двух сроков подряд. Именно это положение Конституции позволило самому В. В. Путину получить пост Президента в третий раз в 2012 году и в четвертый раз в 2018 году, поскольку после первых двух президентских сроков он занимал должность премьер-министра.

Наша справка:

Действующая Конституция России была принята 12 декабря 1993 года. Сам президент считает, что она справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, но некоторые положения необходимо привести в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны. За время существования Конституция неоднократно корректировалась. Последняя редактура была внесена в 2014 году.

Мнение политолога

Прокомментировать предстоящие поправки редакция РИА «Курск» попросила доктора политических наук Владимира Слатинова.

— Если посмотреть на содержание поправок к Конституции, что были вынесены на обсуждение, и на последующие инициативы (поправки к поправкам), то среди них четко выделяются три основных блока, — говорит Владимир Борисович. — Первый касается конституционного закрепления социальных и трудовых прав граждан.

Речь идет об идеях прописать в Основном законе как обязательные величину МРОТ не ниже прожиточного минимума и индексацию пенсий. Правда, нормы эти все равно будут конкретизироваться в федеральных законах и решениях правительства. Эти поправки в рамках обсуждения предложили усилить новыми гарантиями – по экологии, защите детей и семейных ценностей, другим социальным аспектам. Какие из них будут приняты во втором чтении – увидим.

Второй блок касается того, что можно назвать «защитой суверенитета» и «национализацией элит». Сюда относятся идея запретить в Конституции высшим чиновникам иметь двойное гражданство или вид на жительство за границей, а также владение иностранными финансовыми инструментами и банковскими счетами за рубежом.

Населению эти идеи, как и предложения социального характера, нравятся. Предлагается также дать Конституционному суду право оценивать на соответствие Основному закону решений международных организаций в отношении России и при необходимости отменять их. В числе дополнений (поправок к поправкам) в этой части – идеи закрепить запрет на отчуждение территорий России, ее статус как ядерной державы и державы-победительницы во Второй мировой войне.

Наконец, третий блок касается изменений в системе публичной власти России. Если охарактеризовать их коротко – речь идет об одновременном прибавлении полномочий различным государственным органам. В результате усиливаются права парламента и судов, но мошне всего — укрепляются полномочия Президента.

Кроме того, конституционный статус получает Государственный совет, но конкретизации его полномочий нет, она будет прописана в законе. Государственная Дума получит право предлагать Президенту кандидатуры «гражданских» министров, которых он будет обязан назначить на должности, сохраняя при этом право отправить любого из них в отставку, как и премьер-министра или все правительство.

С Советом Федерации  Президент будет консультироваться при назначении «силовых» министров, Генпрокурора и прокуроров субъектов РФ. Верхняя палата также по представлению Президента сможет отрешать от должности судей высших судов.

В рамках обсуждения поправок предложено увеличить «федеральную квоту» членов верхней палаты, предоставить права пожизненного членства в ней бывшим Президентам, закрепит право главы государства непосредственно руководить правительством. Органы государственной власти и местного самоуправления теперь будут образовывать единую систему публичной власти.

Откровенно говоря, граждане пока не слишком хорошо понимают содержание и мотивацию третьей (и основной) части конституционных изменений. Их инициатор (Президент), по-видимому, хочет переформатировать и обновить государственный механизм, чувствую запрос на перемены внутри страны и меняющуюся ситуацию на международной арене. Большая разъяснительная работа по поводу планируемых изменений, учитывая решение о всенародном голосовании о поправках, что пройдет в апреле.

Вернуться к списку

читайте также: